Сколько стоит толерантность? Или школьные проблемы с точки зрения психолога

За последние годы общественный статус профессии учителя изменился. Речь больше не идет о призвании - только о ремесле, но ремесле тяжелом, которое оплачивается неадекватно. Вместо того чтобы пытаться восстановить престиж учительства, общество лишь сожалеет. Хочу попробовать вместе с вами взглянуть на труд учителя как бы изнутри, ничего не приукрашивая и не скрывая.

Постоянное напряжение, стресс, агрессия учеников, ра­зочарование и неуверенность в себе неизбежны в работе учителя.

Всякое настоящее дело тре­бует самозабвения, а работа с детьми просто невозможна без этого состояния. Учителю необходимо оставить у порога клас­са все то, что тревожит его, и войти к детям «с возвышенно настроенной душой».

Учитель всегда на публике, и к нему обращено множество ожиданий:

  • прежде всего, со стороны школы (он должен проявлять творчество и в то же время сле­довать утвержденной програм­ме),
  • затем ожидания родителей (он должен пользоваться авто­ритетом у учеников и при этом быть толерантным) и,
  • наконец, ожидания самих учеников (он должен заслужить авторитет, но при этом любить и понимать их).
  • Не говоря уже о невыполни­мой (но подразумеваемой) за­даче добиться от всех учеников хорошей успеваемости. Дол­жен, должен, должен. .. Груз та­кой ответственности не может не давить.

    Ценой психологического и соматического здоровья учи­тель отвечает и за неработаю­щие концепции, несовершен­ство менеджмента в образова­нии, за недостатки школьной подготовки. Он как солдат без тыла, - один на один с новым поколением учеников, с подро­стковой наркоманией, растерян­ностью многих родителей, детс­кой агрессией, страхом перед жизнью.

    Зеркальные отношения

    Отношения учитель-ученик обладают особой чертой: они «зеркальны». Преподавая де­тям, учитель неизбежно вспо­минает свое собственное детство. «Мы учим тем, что сами собой представляем; и очень немногое передаем с помощью того, что знаем», считают психо­аналитики. Со своей стороны, дети бессознательно восприни­мают учителей как своих роди­телей.

    Учителя о феномене перено­са просто не знают и принимают на свой счет, например, знаки аг­рессии, не им предназначенные

    Плоды иллюзии

    «Учитель не делает карьеры, - писал Симон Соловейчик. - Он приходит в школу учителем, и хо­ронят его в том же звании, разве что прибавляя слово «пенсио­нер». Он - артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его тру­да никто не видит. Он - врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться... Где же ему взять силы для каждодневного вдохно­вения?» Не случайно спустя пять - десять лет работы многие учи­теля начинают «эмоционально сгорать».

    Роль прекрасного человека. Подавший заявление в педагоги­ческий институт, по сути, берет на себя обязательство стать иде­алом человека, хотя бы для бу­дущих своих учеников. Для уче­ников он - единственный. Учи­тель не имеет права быть рядо­вым, Учителем его делает не пе­дагогический институт, а многолетнее общение с детьми, для которых он обязан быть луч­шим человеком на Земле. Ему просто некуда деться, ему про­фессионально необходимо ста­новиться прекрасным челове­ком. Обыкновенный человек превращается в необыкновен­ного - в учителя.

    Почему дети часто приду­мывают учителям обидные прозвища, «доводят» их?

    Ребенок почти целый день проводит вместе с этим взрос­лым, который в его глазах зани­мает место родителей: его надо слушаться, от него может пос­ледовать наказание или награ­да. Возникает риск попасть в эмоциональную зависимость. Чтобы защититься, ребенок устанавливает дистанцию, ища в учителе недостатки или то, что можно высмеять. Еще одно объяснение стремления «дово­дить» - дефицит человеческого в отношениях: ребенка не понима­ют, он растерян. Нападая на учи­теля, он провоцирует его персо­нальную реакцию, хочет почув­ствовать в нем личность. Взрос­леющим детям необходима в ка­честве опоры личность более зрелого человека. Твердость учи­теля (это форма личностного от­вета: без агрессии, но с уважени­ем), его искренность и его лич­ность проявляются именно в эти минуты и служат ребенку под­питкой и образцом.

    Как стремление «довести» или спровоцировать учителя пе­реходит в настоящую агрессию?

    Прозвища - это в пределах нормы, а агрессия - уже признак глобального недовольства шко­лой. У ребенка вызывает скепсис не столько учитель, сколько по­лучение знаний в целом. Таким ученикам не учитель не годится - сама учеба перестает иметь для них смысл.

    С уважением и без агрессии. Твердость, искренность и, глав­ное, личность учителя - вот лич­ностный ответ, которого ждут дети.

    Учителя - это особые люди? Да, конечно!!! С раннего возрас­та они проводят большую часть времени в школе. Перестав быть детьми, они не входят вполне в ту систему отношений, которая ха­рактерна для взрослых. Школа оказывается чем-то вроде ХРА­МА, живущего по своим законам - законам гуманизма. Вершителя­ми этих законов оказываются именно учителя, для которых ре­бенок является высшей ценнос­тью на Земле.

    Елена ШУЛКОВСКАЯ

    педагог-психолог МОУ «СОШ №9» по материалам журнала PSYCHOLOGIES

     
    По теме
    Из Мариуполя вернулись 2 наших врача - Областная больница Из Мариуполя, которому активно помогает Тульская область, недавно вернулись 2 наших врача: врач-рентгенолог стационара Михаил Александрович Боев и врач-рентгенолог отдела лучевой диагностики КДЦ Аллана Геннадьевна Разумная.
    Областная больница
    Разбитые экраны в подземном переходе: вандал из Тулы пойдет под суд - ИА Тульская пресса.Ru Фото: администрация Тулы В Туле будут судить вандала, разбившего экраны в переходе на улице Мосина Вандал, испортивший мультимедийные экраны в подземном переходе на улице Мосина, пойдет под суд.
    ИА Тульская пресса.Ru
    «Сказочная география» 0+ - Межпоселенческая библиотека Увлекательное библиопутешествие «Сказочная география» совершили юные читатели в Дубовской детской сельской библиотеке.
    Межпоселенческая библиотека