Школьная форма - «за» и «против»

Время от времени в нашей стране поднимается вопрос о возвращении в школы отмененной в 1992 году единой формы одежды. Недавний прецедент в Ставропольском крае, когда школьницам мусульманкам запретили появляться на уроках в хиджабах, вновь сделал эту тему актуальной.

РАНЕЕ, 17 октября, в Госдуме был принят в первом чтении законопроект «Об образовании в РФ». Депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев внес поправку, согласно которой во всех образовательных учреждениях вводится обязательная школьная форма, образцы утверждает Правительство страны. Второе чтение может состояться в конце ноября.

Владимир Путин после случая в Ставрополье на встрече с представителями Общероссийского народного фронта высказался в отношении идеи введения школьной формы: «Подумать об этом можно на региональном, а может быть, и на муниципальном уровнях: о том, чтобы вводить единую форму одежды. Не обязательно, как в Советском Союзе - одна на всю страну, но в регионах вполне можно вводить такую форму одежды».

Народный учитель России и член Общественной палаты Ефим Рачевский в открытом письме, опубликованном на сайте палаты, также выступил против всеобщей уравниловки, которую он считает возвратом в прошлое: «...Наша страна охватывает несколько климатических поясов, поэтому то, что подходит для детей в Сочи или Краснодаре, совсем не уместно, например, для школьников в Сахе». Кроме того он отмечает, что введение единой школьной формы будет способствовать коррупции, так как развернется нешуточная борьба за госзаказ среди пошивочных компаний. Поэтому если и вводить школьную форму, считает Рачевский, то в каждой школе - свою.

Кстати, целесообразность возврата единой формы в Москве обсуждалась еще весной, и в качестве аргументации приводились доводы, что она дисциплинирует, и дети не так остро ощущают разницу в достатке семей.

Но не все так просто. По словам заместителя директора департамента Минобрнауки РФ Ирины Тарадановой, наблюдения показывают, что позитивно к введению новой формы относятся родители и ученики младших классов. Большой интерес к форме есть в образовательных учреждениях со своим брендом, учащиеся считают гордостью носить форму с эмблемой школы. А вот старшеклассники неохотно воспринимают инициативу по введению стандартов в одежде, считает она: «В среднем звене наблюдается совершенно естественное, связанное с возрастными психологическими особенностями детей, желание выделиться».

Тараданова отметила, что в настоящее время на законодательном уровне сложились все условия для того, чтобы стандарты одежды в школах не вводились указаниями с федерального уровня.

«Право этого решения остается за образовательным учреждением. У нас умные, активные родители. Общественные, попечительские советы и другие структуры в школе активно занимаются всеми вопросами, в том числе именно они принимают решение на сегодняшний день, быть школьной форме или не быть», - сказала она.

Елена ЛЕОНОВА

Елена ШУЛКОВСКАЯ, педагог психолог школы № 9:

- Вопрос «Что лучше для школы: форма или свободная одежда?» -  не столько вопрос моды, стиля, удобства или даже  сохранения истории. Это палка о двух концах: с одной стороны - уравниловка, с другой - порядок.

  Я бы начала с того, что дети  должны с удовольствием носить одежду, в которой они ходят каждый день, приобщаться к тому, что школьный костюм - это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие.

Личность оценивается по разным параметрам, в том числе и по стилю одежды. Если ребенок не одевается в том стиле, в котором ему психологически уютно, он беззащитен. В этом случае единая форма для всех не очень хороша. А вот если она выступает как эмблема учебного заведения, которому есть, чем похвалиться: традициями, уважительным отношением к ученикам, высоким уровнем образования, - тогда она уже будет своеобразной психологической защитой.

Как же относиться к школьной форме сегодня? Среди психологов по этому вопросу нет единого мнения. Рассмотрим:

Недостатки

ОДИНАКОВЫЕ юбки  и пиджаки - это насилие над личностью, уверены противники школьной формы. Сейчас, когда в цене индивидуальность, вводить форму, значит, возвращаться к тому времени, когда человек был винтиком в единой системе.

Многие из психологов  высказываются против школьной формы, полагая, что она приводит к уравниловке, потере индивидуальности, может вызвать чувство забитости, либо, наоборот, спровоцировать эпатажное поведение у подростков.

Подростковый возраст по своей сути очень бунтарский, а если  добавить сюда еще и  принуждения со стороны учителей и родителей, ребенок может стать просто неуправляемым. Ведь все подростки уверены, что таким образом мы стремимся лишить их возможности самовыражения, пытаемся сравнить их со всеми остальными, которые ничем не выделяются из общей массы.

Школьная форма неудобна для детей с отклонениями  антропометрических показателей. Проще говоря, для детей с нестандартной фигурой. В школьной форме дефицит или избыток массы тела особенно отчетливо виден. А это приводит к снижению самооценки.

Преимущества

ИМЕННО благодаря общей школьной форме, ребенок начинает более серьезно относиться к учебному процессу. Это такой своеобразный способ приучить учеников к дисциплине на примере родителей. Например, если мама работает врачом, то она каждое утро надевает белый халат, ребенок, в свою очередь, начинает осознавать то, что работа - это обязательство, и начинает сравнивать себя с родителями. А это значит, что и он должен надевать школьную форму и учиться, стремиться быть похожим на родителей.

Школьная форма имеет очень большое значение, особенно на этапе младшего возраста, когда очень важно правильно организовать внешнее пространство ребенка. Ведь если он внешне организован (это касается, в первую очередь, распорядка дня, каких-то бытовых моментов, в том числе и одежды), то это помогает ему быть более дисциплинированным, определить для себя внутреннюю позицию школьника

Надев школьную форму, ребенок самонастраивается на учебу. Обычный рефлекс -  а столько пользы. Таким образом, благодаря форме ребенок различает, где работа, а где отдых.

Психологи согласятся со мной в вопросе о важности цвета школьной формы -  нам известно, что все оттенки серого, сине-голубого, зеленого меньше всего влияют на зрение. «А вот клеточка хороша. Она сама по себе радует детей, повышает им настроение. Для сменных рубашечек и блузок лучше выбрать салатный, бежевый или голубой цвета» - считает, к примеру, Марьяна Безруких, доктор биологических наук, детский психолог.

А мне нравится сама идея  сохранения консервативности в школьной одежде. Это, прежде всего, стабильность, единство требований, которыми гордится российское образование.

Я за такую школьную форму, в которой  ребенок может гордиться собой и уважать себя. Посмотрите на парад кадетских корпусов: нахимовцев, суворовцев - мальчишек 5-7 классов. Это просто  красиво! Я за  форму, которая  дисциплинирует, воспитывает патриотизм.

В заключение я хотела бы привести ответ одной старшеклассницы:  «Учителям нравится - пусть они и носят!»  А мы,  педагоги, задумывались над тем, какой будет наша школьная форма, и захотим ли надеть ее, если придется?

Алина Воловик:

- Вместо школьной формы я бы выбрала дресс-код. Чтобы это был конкретный стиль одежды, не какие-то яркие вещи, рваные джинсы, а юбки, рубашки. Школьная форма непрактична. Один комплект всю неделю - часто стирается, изнашивается и теряет вид.

Елизавета Михалева:

- Я скорее за форму. Помимо того, что она сплачивает школьников, форма еще воспитывает аккуратность, ведь за ней надо ухаживать.

Михаил Егоров:

- Есть аргументы и «за», и «против». С одной стороны, форма дисциплинирует, с другой, она непрактична. Кроме этого, каждый хочет выделиться, показать достоинства, скрыть недостатки.

Татьяна Капырина:

- К школьной форме отношусь нейтрально. Многим она не нравится, так как теряется индивидуальность, но она сплачивает коллектив.

Тимофей Ташланов:

- В нашей школе не носят форму, и мне это нравится. Если каждый день носить одну и ту же одежду, то станет скучно, тоскливо и неудобно. Было бы хорошо, если бы наш класс отличался от другого цветом детали одежды, например, галстука.

 
По теме
На трассе «Тула-Новомосковск» произошло встречное столкновение двух легковушек Михаил КОРЕНЮГИН Водителя автомобиля Mitsubishi госпитализировали в больницу после ДТП в Узловском районе Фото:
Юному пешеходу потребовалась медицинская помощь Михаил КОРЕНЮГИН В Туле на улице Пролетарской несовершеннолетний электросамокатчик сбил 11-летнего мальчика Фото:
28 марта в 16:50 на улице Пролетарской города Тулы, по предварительной информации, несовершеннолетний водитель электросамоката - мальчик 2011 года рождения, двигался по тротуару,
Инцидент произошел во время бытовой ссоры между знакомыми Игорь КОПЫТОВ 10 лет проведет за решеткой житель Узловой Тульской области за убийство пожилого уроженца Узбекистана Фото:
Под Тулой столкнулись «Лада Калина» и Mitsubishi - ИА Тульская пресса.Ru Фото: группа по пропаганде УГИБДД по Тульской области Водитель Mitsubishi пострадал в ДТП с «Ладой Калиной» под Тулой 28 марта в 18:28 на 41-м километре дороги «Тула — Новомосковск» в Узловском районе произошло ДТП.
ИА Тульская пресса.Ru
поликлиника (5).jpg - Молодой коммунар Усадьба Мосоловых, Дом Баташёвых, Дом Толстого в Ясной Поляне —  на стенах поликлиники № 2 в Дубне теперь нарисованы виды этих  достопримечательностей региона.
Молодой коммунар
80 лет Тульскому ДНТ: родники талантов - Объединение центров развития культуры Народное самодеятельное творчество положило начало созданию целой сети культурно-просветительских и культурно-досуговых учреждений.
Объединение центров развития культуры
Жизнь замечательных туляков - Библиотечно-информационный комплекс В Тульской областной научной библиотеке прошла презентация книги «Владимир Ковалев.
Библиотечно-информационный комплекс
3-сквер.jpg - Молодой коммунар О том, как изменится Тула в 2024 году, какие работы будут проведены в рамках иници ированного Президентом РФ национального проекта «Жильё и городская среда»,
Молодой коммунар