19-20 ноября 2010 года по благословению Благочинного церквей по Новомосковскому округу, наместника Свято-Успенского мужского монастыря архимандрита Лавра в лекционном зале Информационно-методического центра г. Новомосковска, прошел методический семинар «Формы и методы духовно-нравственного воспитания и развития ребенка».
В качестве организаторов семинара выступили: Новомосковское благочиние и Информационно-методический центр г. Новомосковска.
Слушателями семинара стали педагоги и воспитатели г. Новомосковска и г. Донского, интересующиеся духовным воспитанием и желающие познакомиться с современными формами творческой педагогики. В работе семинара приняли участие более 50 специалистов, работающих в сфере духовно-нравственного образования.
Руководитель семинара — писатель, бакалавр богословия, Сурова Людмила Васильевна.
Людмила Васильевна родилась в 1950 году в Москве. Окончила факультет журналистики МГУ, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет - бакалавр богословия. 35 лет руководит литературной студией «Чистые пруды» при библиотеке им. Ф.М.Достоевского. Выступала в печати по проблемам культуры и образования. Дважды участвовала в поэтическом конкурсе им. В.В.Маяковского в Кутаиси. Редактор альманаха «Чистые пруды».
В семинаре использовались авторские разработки, представленные в книгах Суровой Л.В.: Православная школа сегодня (1996),Методика православной педагогики. Ч. 1. (1999г), Церковный год (2000г). Открытый урок, Азбука-Игра и другие.
Подробнее о программе семинара:
День первый.
10.00 – 11.30 — Мировоззренческий кризис в обществе и педагогике и пути его преодоления. Христианское понимание жизни. Духовная жизнь как смысл человеческого существования.
Проблемы духовно- нравственного воспитания и развития личности. Формирование целостного духового мировоззрения у детей. Детская вера.
11.45-13.15 — Христианская наука о человеке. Христианская антропология - основа православной педагогики. Иерархическая структура личности: дух, душа, тело. Образ человека.
Авторская методика Реставрация текста.
14.00 – 15.30 – Возрастная педагогика в свете духовного понимания человека. Духовное и психологическое в перспективе роста. Развитие – как исполнение замысла Божия о человеке. Воспитание чувства необходимого. Активизация творческого потенциала личности.
15.45-17.15 – Духовное и художественное в педагогике. Образное богословие: храм, фреска, икона, церковная поэзия.
Методика слайд-фильма. Разбор слайд-фильма: Икона - окно в невидимое,
День второй.
Приветственное слово к участникам семинара Благочинного церквей по Новомосковскому округу, наместника Свято-Успенского мужского монастыря архимандрита Лавра.
10.00 – 11.30 Общая методика духовно ориентированной педагогики. Духовно-педагогическое пространство урока. Проблема согласования знаний с личным опытом ребенка. Диалог как событие с ребенком. Сократический урок - основа диалоговой педагогики. Методика сократического урока на примере программы Мироведение. Методика. Разрезные картинки
11.45-13.15 – Духовная жизнь ребенка. Значение образов Священного Писания и Священного Предания в духовной жизни ребенка. Принципы чтения духовных текстов с детьми. Евангелие дня. Псалмы и молитвы.
Значение письма для детей. Методика рукописных молитв.
14.00 – 15.30 - Духовное и художественное в педагогике. Словесное воспитание. Развитие языкового сознания детей. Педагогика русской литературы. Вопросы православной эстетики словесного творчества. Методика анализа литературного произведения: идеологический и духовно-художественный, исторический подход. Понятие правдивости, целостности и органичности произведения. А.С. Пушкин как духовно-художественный феномен. Духовный реализм Льва Толстого.
Литературно-словесные методики и упражнения. Чтение как бытийственный диалог. Методика дискретного (диалогового) чтения. Разбор стихотворений Утопленник. Сестра и братья. Отрывок из повести Толстого Юность.
15.45-17-15 – Активизация творческого потенциала личности. Частные духовно ориентированные методики интеллектуального, эстетического и духовного развития ребенка из книги Открытый урок и др. Методика педагогического рисования. Коллективный рисунок. Божий мир: Океан- море синее. Методика Композиционный эскиз иконы.
Значение кино в воспитании. Коллективный просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов Ю. Норштейна «Битва при Керженце», «Русалка» Александра Петрова, «Стеклянная гармоника» А. Хржановского.
Фотоматериалы с семинара