Сегодня – Петров день. День этот необычен и, как мы выяснили, чрезвычайно многолик.
С самой первой, очевидной стороны, это праздник День Святых Петра и Павла, хорошо знакомый всем христианам. Он учрежден в честь учеников Иисуса Христа – Петра и Павла, которые внесли огромный вклад в распространение христианской религии. Кстати, если православные отмечают его 12 июля, то католики – 29 июня. Почему - именно 12 июля? Как утверждают древние книги, именно в эту дату были перенесены мощи святых апостолов Петра и Павла в римские катакомбы Св. Себастьяна - перенос мощей состоялся 12 июля 258 года. Через несколько столетий появилась другая трактовка зарождения этого праздника. Служители церкви стали утверждать, что праздник создан по случаю принятия 12 июля святого мученичества Петром и Павлом.
Детали многоликого праздника мы выясняли вместе со специалистом – режиссером массовых представлений Центра традиционной народной культуры (ЦТНК) Галиной БОЛДОВОЙ.
- В детстве я жила в деревне Ольховец у бабушки, и хорошо помню, что люди семейные, как сейчас говорят, возрастные, обычно в Петров день делали «складчину», как сегодня назвали бы - общую вечеринку, - рассказывает Галина. – Все несли продукты, у кого, что дома было: уже малосолили огурцы, готовили картошку и обязательно были яйца. Яйца в традиции - на столе были всегда. В старину их даже с Троицы на время Петрова Поста закапывали под березой в землю на хранение. У нас, правда, такого не было.
В Петров день завершается длинный Пост. Но и с этим не так просто. Если праздник, то есть 12 июля, совпадает со средой или пятницей, то он продлевается до следующего дня. Правда, все равно существует послабление в режиме питания - можно употреблять рыбу. В этом году праздник выпал на четверг, а это означает, что ограничений в еде уже нет.
- Собирались в основном на улице, - продолжает Галина. - В нашей деревне - у большой ветелки, росла там огромная ветла, местные знают, где это. Там и поплясать было где, и попеть. Но это было вечером, потому что все равно шла уже страдная пора – сенокос. Днем работали, праздновать было некогда.
А еще Петров день – «макушка лета», середина лета - праздник немножко языческий, обрядовый. Молодежь раньше обязательно выходила «караулить солнце», чтобы отгонять русалок, «ловили солнце, когда оно играет», после чего начинались Петровки – народные гуляния с песнями и плясками. Современному человеку явно требуется перевод: «ловили солнце» - встречали рассвет, караулили первые лучи солнца.
- Как солнце «играет», никто не видел – к этому времени все засыпали, потому что накануне, в ночь с 11-го на 12 июля тоже никто не спал: одни устраивали «городушки», другие, наоборот, караулили, чтобы у их дома ничего не случилось, - перешла к подробностям Галина Болдова. - Мы все ждали этих «городушек». С одной стороны, это была несколько вредная шалость молодых, с другой, принимая традицию, за нее никого не наказывали. Что делали? Нужно было что-то лежащее в одном месте растащить по деревне так, чтобы трудно было найти и собрать, что-то куда-то перенести с одного места на другое, что-то «сгородить» из того, что унесли откуда-то. Но - без ущерба материального, то есть никто ничего не ломал, не уничтожали, не воровали. Во дворах могли лежать поленья дров, стояли ведра и тазы, корытце для корма птицы – все нужное по хозяйству. Мы еще из таких ведер, кастрюль могли соорудить какое-нибудь чучело, чем-нибудь его накрыть и поставить соседям перед окном, сделать постукалку – чем-нибудь постучать в окно, чтобы хозяева выглянули, увидели чучелко и испугались.
Это еще одна сторона, еще одна традиция Петрова дня. В ночь с 11 на 12 июля народ, прямо скажем, мелко хулиганил. И началась традиция «городушек» в наших краях с эпохи Ивана Грозного - с лета 1566 года, когда сей муж, лично проинспектировав, издал царский указ о приведении имеющихся Тульских засек в боевое положение. Там же предписывалось ежегодно проверять их приказчиками и воеводами на Петров день (боевые операции беспокойных южных соседей, как правило, планировались именно после этой даты, дабы к сбору урожая выйти на пределы коренной Руси). Потому как проходы в засеках, т.н. «ворота» для торговли, охоты, в т.ч. и обслуживания самих засечных укреплений, были постоянно открыты (набеги татар были все ж достаточно редки), то перегораживать их выходили всем миром в последний момент - ночью накануне, а после соответствующей государевой проверки, все нагромождения вновь растаскивали. К 18 веку, когда надобность в засеках на тульском рубеже отпала, традиция настолько прижилась, что Петровки неизменно сопровождались этим действом в наших краях, хотя уже и забыли, для чего «городили огород». Ареал распространения «городушек» - Тульская, Рязанская и Калужская области - место бывших засек. В других регионах России о «городушках» и слыхом не слыхивали. У нас «городушки» успешно дожили до нынешних дней, еще не так давно они доставляли немало хлопот и новомосковцам, и милиции в частности. Однако сейчас нехорошая традиция сходит на нет. Как отметил начальник полиции ОМВД по г. Новомосковску Роман Чаусов, это уже, скорее, анахронизм. Если и остались где любители похулиганить, то разве что на селе. «Нагородили», например, в прошлом году в Гремячем. Поэтому в нынешнюю ночь полицейские вновь внимательно следили на селе за порядком.
- Но и хозяева, в свою очередь не спали, - не солнце караулили, а караулили свое имущество. Кто сколько мог укараулить, не заснув, потому что дни летние были напряженные, работали много, а утром на сенокос каждый день. Погоду тоже ловили - потому как могли зарядить дожди, и сена в таких условиях не заготовить. И пока мы могли городить у кого-то во дворе, в это время у тебя тоже бедокурили. С утра выйдет народ птицу покормить – ни таза, ни корытцев нет, и идешь по деревне искать.
Гуляли обычно по два дня, но опять же вечерами, все-таки днем работали в поле. Разгар лета, раньше в те дни жара была, ловили момент, чтобы и в реке накупаться, потому что в Ильин день уже никто в воду не лез.
Традиции нет, но дачи свои народ сегодня в ночь кое-где снова караулил… Подробно о народных традициях Петрова дня можно почитать у этнографа Ольги Прокопец, педагога, методиста, в прошлом руководителя многих учебных заведений культурно-просветительной работы и народного творчества в Туле, в 1996 году ставшей лауреатом премии имени Никиты Демидова. У нее, к слову, Галина Болдова в свое время училась в Тульском культурно-просветительном училище.
… А сегодня в ЦТНК на Петров день придут пенсионеры и люди с ограниченными возможностями здоровья из Центра социального обслуживания населения № 1. Праздник для них проводит Галина Болдова. Гости будут водить хоровод, петь народные песни и плясать. И им обязательно расскажут обо всех традициях этого дня.
Мы спросили у прохожих, знают ли они что-нибудь про Петров день, про традицию "Городушек"?
Алена:
- Да, когда я была маленькой, мы с друзьями всегда с нетерпением ждали «городушки», чтобы немного пошалить. Помню, мы обсыпали лавочки пшеном или обливали подсолнечным маслом. Под двери клали куриные яйца. Замазывали дверные скважины зубной пастой. В общем «городили», насколько хватало фантазии.
Александра:
- На «городушки» мы обычно ходим охранять нашу дачу. После полуночи начинает активничать молодежь: могут закидать дом яйцами или помидорами. Иногда даже камни кидали или выносили из сада ведра железные, чтобы людей пугать. Один раз даже часть забора снесли, когда не смогли перелезть. Мало в этом веселого для тех, кто не участвует.
Надежда Ивановна:
- Я участвовала в этом дне как сотрудник милиции, потому что городили всё подряд. Мы ловили хулиганов, потому что лет 20 назад страшный случай был – голову парню снесло. Он ехал на мотоцикле в направлении 17-й шахты, в Донском. А там натянули проволоку… Но сейчас, по-моему, этого уже нет.
Эдуард:
- Я про этот день знаю, и даже сам участвовал в «городушках». Безобразием занимались (улыбается – прим. авт.) с ребятами во дворах: двери людям закрывали, подпирали, потом звонили, стучали, что-нибудь переворачивали, отодвигали с места. Но всё это было, по большому счету, безвредно.
Валентин:
- Я ничего про это не слышал. Родом я с Украины и где только не жил. После Украины жил на «северах», там тоже никто ничего про это не знает. В Новомосковске жил всего год, сейчас - в Кимовске. Никогда не слышал ни про какие «городушки», хотя я человек уже в возрасте.